Исландский эксперимент
Исландия в ближайшие тридцать лет намеревается
стать первой в мире страной с «водородной» экономикой. Здесь многое определено
местной спецификой — энергетические системы страны (без учета нужд транспорта)
на 99,9% зависят только от местных энергетических возобновляемых ресурсов —
геотермальных и гидроэнергетических. По оценкам экспертов, Исландия использует
только 1% геотермального энергетического потенциала, что предопределило
разработку геотермальных ресурсов, имеющихся на острове, в качестве первичных
энергоносителей при производстве водорода (путем электролиза воды). Транспорт
также планируется перевести на водород. В настоящее время импорт нефти
составляет около 850 тыс. т в год (из них примерно 500 тыс. т идет на
использование в автотранспорте и судах рыболовецкой промышленности — лидере
национального экспорта).
В 2001 г. консорциум из нескольких исландских
компаний, возглавляемый финансовой группой New Business Venture Fund, объединился с тремя крупными транснациональными
корпорациями — Royal Dutch/Shell, DaimlerChrysler и Norsk Hydro — для исследования
потенциала водорода как экологически чистого заменителя ископаемых видов
горючего и возможной замены их водородом по всей стране. В 2003 г. были успешно
выведены на городские маршруты муниципальные автобусы на топливных элементах.
Что дальше?
Из получаемой мировой экономикой первичной энергии
менее 14% приходится на возобновляемые источники: гидроэнергию, биомассу, ветер
и солнечное излучение, энергию морских приливов, геотермальную энергию, около
7% — на ядерную. Таким образом, 80% мировой
потребности в первичной энергии обеспечивают невозобновляемые
природные ресурсы — нефть, уголь и газ.
В настоящее время на энергетическом рынке
доминирует нефть, на ее долю приходится до 40% общего потребления. При этом три
четверти разведанных запасов сырой нефти контролирует ОПЕК.Неравномерное распределение мировых запасов
ископаемого топлива по географическим регионам и зависимость от
ближневосточного «черного золота» создают постоянную напряженность в экономиках
развитых и развивающихся стран.
С другой стороны, в существующих традиционных
энергоустановках извлечение энергии из углеводородного топлива сопровождается
процессом горения, что сопряжено с большими потерями и загрязняющими атмосферу
выбросами. Общее потребление энергии в мире с 1900 г. по 2000-й возросло с 21 ЭДж до 320 ЭДж (1 экоджоуль равен количеству тепла, получаемого при сжигании
27млн.т сырой нефти). Неудивительно, что за последние
полвека из-за сжигания ископаемых энергоресурсов концентрация в атмосфере
диоксида углерода увеличилась в 4,5 раза.
Таким образом, мировая экономика стоит перед
дилеммой: с одной стороны, без энергии невозможно обеспечить материальное
благополучие людей, а с другой — сохранение существующих методов производства
энергии и темпов роста ее потребления может привести к разрушению окружающей
среды и, как следствие, — к снижению качества жизни населения. Еще в 2000 г. Еврокомиссия выделила компании DaimlerChrysler EUR18,5млн. на финансирование проекта CUTE,
предусматривающего, что в начале 2006 г. на маршрутах
в девяти городах Европы — Амстердаме, Барселоне, Гамбурге, Лондоне,
Люксембурге, Мадриде, Порту, Стокгольме и Штутгарте — будут курсировать
автобусы на топливных элементах. Предусмотрена и пробная эксплуатация автобусов
на топливных элементах, а также оценка надежности и безопасности
функционирования водородной заправочной инфраструктуры в городских условиях.
Норвегия, Италия, Франция, Швейцария,
Великобритания, Германия реализуют национальные проекты в области водородной
энергетики. Ожидается, что к 2010 г. около 10% новых автомобилей на дорогах
Великобритании будут работать на топливных элементах. В Германии предусмотрена
государственная поддержка, в том числе законодательная и финансовая, тех, кто
вводит в эксплуатацию электростанции на топливных элементах для постепенного
сокращения эмиссий диоксида углерода по 23 млн. т ежегодно до 2010г. Страна —
лидер в «водородном» автомобилестроении и технологиях создания систем
водородных заправочных станций, в том числе с применением возобновляемых
источников энергии для получения водорода электролизом из воды.
|